Состоялась встреча с протоиереем Алексием Уминским
В рамках празднования Дней православной молодежи 16 февраля в Синем зале епархиального управления состоялась встреча с религиозным публицистом, настоятелем храма Святой Троицы в столичных Хохлах протоиереем Алексием Уминским. Ее организовал епархиальный отдел по делам молодежи.
Тема встречи "Выживет ли православие в XXI веке?" была предложена молодыми людьми. Отец Алексий отметил, что, если возникает такой вопрос, значит, что-то тревожит православных христиан в общении между Церковью, обществом и властью. Он предложил ответить на вопрос, что такое православие. Прозвучали ответы. Священник подчеркнул, что вера во Христа как таковая вряд ли "устареет". Что же может устареть? Система ценностей? Религиозные традиции? Сохранилось ли "исконное" православие? Известно, что старообрядцы хранят религиозные традиции прошлого и считают, что только они истинны. Если делать упор на "возрождении традиций", что широко декларировалось в 1990-е годы, получим такую же маргинальную форму православия, только она застынет не на XVII, а на XIX веке. Это будет форма религиозности, ограниченная самой собой, и, кроме узкого круга любителей, никому не будет интересна.
Гость отметил, что ценностный ряд и учение о человеке с течением времени сильно изменились, особенно это касается нашего времени, когда многие вещи, казавшиеся незыблемыми, были пересмотрены. Некоторые перемены обусловлены развитием общества, некоторые - развитием техники, медицины: "На многие вопросы православие не дает ответов. Мы все время оборачиваемся в прошлое, но ответов там не находим. Будет ли такое православие существовать дальше?"
Священник привел забавный случай: прихожанин его храма, любитель игры в шашки, написал книгу "Православие и шашки". На возражение, что это вещи разного порядка, ответил, что православие имеет отношение ко всему. Но задача - не "оправославить" все подряд, а сделать так, чтобы наше православие было православием сегодняшнего дня. Большинство верующих молятся по молитвослову. Разумеется, нужно знать, что собою представляет молитвенное правило, но, с другой стороны, необходимо понимать, что эти молитвы написаны людьми, жившими много веков назад, мы так не думаем и не чувствуем. К тому же мы с юности и до старости читаем одни и те же молитвы, но человек с возрастом довольно сильно меняется. Помимо молитвослова должна быть и личная молитва. Важно, есть ли у человека опыт молитвенной встречи с Богом.
Неправильно, что молитва "Отче наш", данная Самим Господом Иисусом Христом, превратилась для нас в "молитву перед едой", а ведь это - беседа с Богом как со своим Отцом. На Литургии перед молитвой "Отче наш" звучат слова: "И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе Небеснаго Бога Отца - и глаголати", то есть "позволь, несмотря на Твою непостижимость и надмирность, называть Тебя Отцом". По-настоящему, читая "Отче наш", любой человек должен чувствовать и понимать, что все люди на земле - его братья и сестры, что надо уметь принять всех людей, которые окружают тебя. Готовясь к причастию, человек должен вспомнить всех людей, которых по каким-то причинам не любит, задуматься о них, помолиться за них. Отец Алексий напомнил мысль преподобного Силуана Афонского, что единственное, чем христианство отличается от других религий, - это молитва за врагов.
Отец Алексий подчеркнул, что практически никогда до ХХ века религия не была личным выбором: люди рождались в семьях, где придерживались той или иной религии, и продолжали ее исповедовать. И когда религия, вера стали личным делом, многие люди от нее отошли. Точно так же не существовало в прошлом свободы выбора профессии: сын военного становился военным, сын сапожника - сапожником. О личном выборе супруга или супруги чаще всего тоже говорить не приходилось: все решали родители, бывало, что жених и невеста до свадьбы едва знали друг друга. Сейчас все это отдано человеку "на откуп": "Люди делают кучу ошибок, готовых решений нет. В этом мире ошибок православие не может существовать в формате "можно-нельзя". Есть ли современное богословие семьи? Среди прихожан добрая половина разведенных или второбрачных. Почему брак стал столь ненадежным? Почему многодетность, к которой призывают многие священники, часто оказывается для родителей непосильным грузом? Современное православие - это диалог, постоянный поиск ответа. Если мы будем думать, нам Господь подскажет. И обществу, и Церкви надо быть снисходительными к молодежи. Как себя вести с молодежью - дать свободу или напугать? Умный родитель даст свободу и будет готов принять своего ребенка, что бы с ним ни случилось", - сказал отец Алексий.
Протоиерей Алексий Уминский подчеркнул, что в православии все же главное - вера во Христа, и что православие будет жизнеспособным, только если это не просто православие, а православное христианство.
"Однажды человек услышит: "Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме" (Лк. 19:5), потому что так скажет ему Христос. Задача молодых - творчески, по-настоящему оживить церковную жизнь, и тогда православие сохранится. Мы не можем хранить то, чего нет. История христианства первых веков замечательна, но скопировать ее нельзя, мы - люди другого времени, к тому же не так много про нее и знаем. Мы можем чему-то учиться у первых христиан, у палестинского, сирийского, египетского монашества, продолжать читать святых отцов - это не отменяет того, что мы двигаемся вперед и создаем еще что-то новое. Новое не отменяет прекрасное старое. Просто если нет нового, то старое начинает приходить в негодность. Жизнь Церкви - это постоянное обновление, но это не предполагает отказ от прекрасных вещей, которые достались нам как традиция", - подытожил отец Алексий.
В рамках встречи прошла акция "Православная молодежь - детям": члены православных молодежных общин реализовали сувениры, изготовленные своими руками. Вырученные средства пойдут на лечение Матвея Куликовского, страдающего спинальной мышечной атрофией.
Протоиерей Алексий Уминский родился в 1960 году в Москве в неверующей семье. Крестился в 1980 году. В 1982-м окончил Педагогический институт, работал учителем французского языка в школе. В конце 1980-х архимандрит Иоанн (Крестьянкин) благословил его на путь священства. В 1990-м он был рукоположен во диакона, в этом же году - во пресвитера. Служил в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Клину, был настоятелем Успенского собора Каширы, благочинным храмов Каширского округа Московской епархии. С 1993 года - настоятель храма Святой Троицы в Хохлах. В 2004 году окончил Московскую духовную семинарию. Работал директором Свято-Владимирской гимназии, ныне духовник этой гимназии и преподаватель Закона Божия. Вел на канале "Культура" программу "Дела житейские" и документальный сериал "Тесные врата", посвященный житиям святых. С октября 2003 года - ведущий телепрограммы "Православная энциклопедия". Награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени.