Конференция "Блаженные и юродивые на Руси. Святые - кто они?" прошла в храме святителя Петра


Историко-просветительская конференция «Блаженные и юродивые на Руси. Святые – кто они?» состоялась 13-14 марта в центре «Русь» при храме святителя Петра митрополита Московского на Роменской улице. Организаторами конференции являлись отдел по делам молодёжи Санкт-Петербургской епархии и приход храма.

Время проведения конференции было неслучайно назначено на дни Великого Поста. В православном понимании святые явили в мир идеал жизни во Христе и потому являются для нас примером и ориентиром. Святость понимается как исполненность Духом Святым, что происходит в результате полного отказа от служения греховным страстям и от своей воли в пользу жизни по заповедям Божиим. К святости, к стяжанию Духа Святого призван каждый православный христианин.

Началось мероприятие с молебна на начало всякого благого дела, который был соборно отслужен участниками конференции в священном сане, после чего последовало открытие конференции. С приветственным словом к собравшимся обратились настоятель храма иерей Артемий Наумов и иерей Александр Антонов, заместитель председателя отдела по делам молодёжи Санкт-Петербургской епархии.

Тема конференции была сформулирована достаточно широко, и поэтому работа конференции протекала в рамках нескольких секций. Работу секций предварило выступление представителей комиссии по канонизации. Протоиерей Владимир Сорокин, председатель комиссии по канонизации, поприветствовал аудиторию от имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, по благословению которого проводится конференция, и рассказал о критериях канонизации святых. Эти критерии, нормы особенно актуальны сейчас, когда идёт канонизация многочисленных новомучеников, исповедников и подвижников благочестия. Оказывается, критерии не менялись со святоотеческих времён и для канонизации должны остаться свидетельства либо мученической кончины за Христа, либо исповедничества, либо неоднократных чудес, достаточно весомых, происходящих по молитвам к подвижникам благочестия. Также о. Владимир напомнил об ответственности перед будущими поколениями и перед светской частью общества в аспекте того, что мы не можем канонизировать всех, кто нам сию минуту представляется достойными, т.к. святой в своём житии обязательно должен явить идеал новозаветной морали. А секретарь комиссии по канонизации Лидия Соколова дополнила: «Когда мы обращаемся с молитвой к святому, мы как бы стоим перед дверью в Царствие Небесное, и надеемся, чтобы она распахнулась. Задача комиссии в том, чтобы молящийся не оказался перед глухой стеной».

В первой секция были представлены доклады о почитаемых народом непрославленных подвижниках благочестия. Слушатели узнали о жизненном пути и народном почитании блаженных Матроны Босоножки, Любушки Сусанинской и блаженного Матвея Татомира. Были представлены доклады о миссионерском служении протоиерея Иоанна Смолина, современника и духовника преподобномученицы Марии Гатчинской, и подвиге блаженного инока Владимира (Алексеева), постриженика Важеозерского монастыря. Также аудитория узнала о трудах того, кого светское общество знает как  В.В. Марковича – замечательного учёного, интродуктора, много потрудившегося для развития сельского хозяйства в Абхазии, а Церковь – как тайного монаха Нестора, потерпевшего гонения за веру Христову.

Во второй секции были заслушаны доклады по общим вопросам, касающимся подвига юродства: «Подвиг юродства на Руси», «Юродство как культурный феномен» и даже юродство – как необычное, не вписывающееся в стандарт поведение, например, «Юродство святых страстотерпецев». Разбиралось, чем является юродство с точки зрения медицины: болезнью или святостью. Само наименование лика святости – юродство – берёт своё начало из первого послания апостола Павла к коринфянам: «Мы безумны (юроды) Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» 1 Кор. 4, 10-13. Итак, очевидно, что подвизающийся подвигом юродства, стремится в точности соответствовать описанному жизненному пути и через это достичь смирения, закалённого в различных испытаниях, и, кроме того, проходит аскетический подвиг: голод, холод и различные лишения. В фокусе интереса конференции был также такой лик святости как блаженные. Согласно Православной энциклопедии, это синонимичное именование юродивых на Руси или именование святого или неканонизированного подвижника благочестия вне зависимости от его вида подвига в качестве прилагательного со значением «стяжавший евангельские блаженства».

В третьей секции конференции были представлены доклады об уже прославленных церковью святых, в своём житии явивших очень разные подвиги и дарования. Например, преподобномученица Мария Гатчинская через многолетнее терпение тяжкой болезни была удостоена редкого дара утешения в скорбях и унынии, но прославлена через подвиг мученичества. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская также всю жизнь терпела скорби и боль потери самых близких людей, но при этом была образцом кротости и милосердия, утешительницей своего народа, жизнь которой венчал иноческий подвиг поста и молитвы. Святой праведный Феодор Ушаков был гениальным военачальником, но прославлен он за праведную жизнь и за постоянный подвиг за Христа в тех условиях, которые кажутся самыми неблагоприятными для стяжания святости.

В четвёртой секции рассматривались аспекты отношения русского народа к царской и великокняжеской власти. Слушателям был представлен альтернативный взгляд на личность императора Павла I и время его правления. Особое сочувствие аудитории вызвал рассказ о судьбах русских принцесс – дочерей императора Павла I, которые действительно были очень нелёгкими. Особенностью подвига великих княжон, к которому их готовили с детства, было служение своему народу. Сначала России, поскольку их выдавали их замуж, исходя из интересов государства, а после - тому народу, к которому их привёл промысел Божий. Также был представлен краткий доклад, в котором были обозначены черты подвига страстотерпцев в житии императора Николая II. Закончилась работа секции и конференции в целом оживлённой дискуссией после доклада «О невозможности воссоздания монархии в условиях XXI века».

Итоги конференции подвёл председатель отдела по делам молодёжи Санкт-Петербургской епархии протоиерей Константин Головатский. В частности, о. Константин отметил, что решающее значение в падении монархии в начале XX века сыграли либеральные – и безбожные по своей сути – идеи, пришедшие с запада и укоренившиеся на русской почве. Наверное, это замечание актуально и для нашего времени. Однако, как было отмечено в начале конференции, для Церкви и для каждого верующего, характерно не столько противопоставление, сколько сопоставление. И конечно, сопоставление себя со святыми, на размышления о жизненном пути и подвиге которых была так щедра прошедшая конференция, открывает широкий простор для деятельности по преобразованию своей души. Как говорил преподобный Серафим Саровский «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся».

Также очень хочется поблагодарить всех организаторов конференции за понесённые труды, а всех участников - за создание тёплой созидательной атмосферы. Хочется надеяться, что такие мероприятия на базе историко-просветительского центра «Русь» будут проводиться регулярно.

Елена Ильина
Фото: ИА "Вода живая"





Автор: пресс-секретарь от 14.03.2015   |  Оценка  




Печать | Copyright © 2009 - 2017 SX All rights reserved | Powered by SX CMS 1.05 | Контакты