Отдел по делам молодёжи


http://odm-spb.ru/index.php?p=news&area=1&newsid=721&name=studenty-peterburga-o-krestnom-hode

Версия для печати / Оригинальная версия





Студенты Петербурга о крестном ходе


Николай Кузьменко, студент 4 курса Высшей школы народного искусства:

Крестный ход – довольно древнее явление. Актуален ли он вообще в XXI веке?

Мне кажется, что каждый сам определяет это для себя. Это духовное мероприятие, а значит один из путей приобщения к Богу и Церкви. Кроме того, это приобщение к русской истории, ведь крестный ход всегда посвящается важному событию, в данном случае перенесению мощей Александра Невского. Его личность очень важна для Санкт-Петербурга. Актуально и потому, что молодых людей как-то надо привлекать к Церкви. Этот формат хорошо подходит для работы с молодежью. Но есть сложность: не многие студенты могут прийти на это мероприятие, так как у них будут проблемы, если они пропустят пары. Никто не отпускает учащихся, несмотря на общегородской формат праздника.

Интересно. Ведь говорят, что студентов наоборот заставляют приходить.

Я знаком с этой информацией, тем более, что она происходит из Межвузовского студенческого городка, в котором я живу. Скажу так. Многие очень удивились, когда про это услышали. Как все было на самом деле: перед городком поставили задачу пригласить определенное количество людей на крестный ход. Далее это поручение передается председателям домов, а они говорят студенческим советам. И проконтролировать как и в какой форме эта информация доходит до студентов – невозможно. И староста, которому надо было пригласить только по два человека с этажа, довел эту информацию в приказной форме. Здесь и зародился прецедент. Но общая политика такова, что никто не может заставить тебя прийти на такое мероприятие. Тем более у нас нет таких полномочий.

Как ты сам думаешь, стоит ли обязывать молодых людей посещать такие мероприятия? Скажем, в целях приобщения к культурным или историческим корням?

Человека к таким мероприятиям надо готовить. Иначе такие мероприятия, как крестный ход, не будут иметь должного эффекта, если на них людей будут сгонять. Это породит только негативное отношение к традициям и Церкви. Должна быть свобода выбора.

В твоем окружении знают о таком мероприятии?

В основном, да. Но в учебной среде отношение разное. Одногруппники относятся хорошо, все-таки мы студенты церковно-исторического отделения. Это дает о себе знать. Представители администрации ВУЗа выражают достаточно нейтральное отношение, но студентов, кто хочет пойти, не отпускают. Учеба есть учеба. Сам я сейчас здесь потому, что потом успею на занятия.

На твой взгляд, в таком массовом крестном ходе есть недоработки?

Я бы отметил одну. На других крестных ходах, где я был, все сначала молились за богослужением в храме, а уже потом шли на крестный ход. Сегодня храм не может вместить всех желающих – тех, кто будет участвовать в шествии. Многие собираются только к самому крестному ходу. Это создает некоторый эффект массовки. А ведь здесь главное совсем не массовость. Крестный ход – это прославление Бога и приурочен он к церковному событию. Просто массовое мероприятие – это акт привлечения внимания к какой-то проблеме, а крестный ход – нет.

Но можно молиться в храме. Зачем выходить на улицу и проводить такое шествие?

Думаю, в этом есть особый смысл. Ведь в каждом храме, в каждой общине есть свои собственные традиции и обычаи. Этим мы различаемся, это нас украшает. Но такое мероприятие как крестный ход способствует объединению и свидетельствует о единстве. Иногда нужно чувствовать, что мы одно целое.


Марина Василевская, ординатор 1 курса Военно-медицинской академии:
 

Уже несколько лет 12 сентября по Невскому проспекту проходит крестный ход. Ты принимаешь в нем участие?

Впервые я была на крестном ходе по Невскому на четвертом курсе института. Это был вообще второй крестный ход в моей жизни. Я хотела быть волонтером, помогать в организации. Тогда для меня было в новинку общение с православной молодежью, потому что я мало знала о каких-то молодежных сообществах в церковной среде. Поэтому такой шаг обещал новый опыт, новых друзей, чувство единения в общем деле. Конечно, единение дает Литургия, но ведь крестный ход за пределами храма, поэтому это другое чувство.

Что побуждает идти вновь и вновь?

Я люблю Петербург. Это мой родной город. И память об Александре Невском для меня важна именно как память о покровителе любимого города. Поэтому здесь все дело в личном отношении.

А для города крестный ход имеет какое-то значение?

Изначально ведь его причина в том, что мощи Александра Невского были перенесены в Петербург, и он – один из покровителей города. Поэтому возрождение традиции такого крестного хода имеет значение, как для верующих жителей, так и для духовного воспитания всех горожан. Ведь кто-то может просто оказаться поблизости, увидеть это действие, захотеть спросить, узнать. На моем опыте было такое на какой-то крупный праздник. Люди порой приходят, еще не зная, куда они пришли и зачем. А ты случайно с ними заговариваешь, и они начинают что-то узнавать. Надеюсь, что это может впоследствии стать первым шагом к Церкви.

Но ведь каждый год есть и негативная оценка крестного хода от части городского сообщества. Что ты об этом думаешь?

Я могу понять людей, которые оказываются в проигрышных условиях: нет возможности проехать по Невскому, сложно пройти пешком или зайти в метро. Все имеют право на свое мнение. Но мне кажется, что можно потерпеть один денек в году ради таких же жителей города.

За несколько дней до крестного хода в СМИ появилась информация о том, что студентов заставляют приходить на это мероприятие. Ты что-то слышала об этом?

Да, слышала, что такое бывает. Не понимаю, зачем нужно так делать. Помню, мы как-то попали на службу в Кронштадте, и там было много курсантов. Кто чем занимался… Я на них смотрю и думаю: «Отпустили бы их. Смысл сгонять? Они ведь стоят и мучаются». Я ведь помню, как мне самой было тяжело в начале моего воцерковления, когда ты стоишь и ничего не понимаешь, потому что для тебя это все незнакомо. Я тогда каждые десять минут отвлекалась. Помню фразу, которую тогда сказала самой себе: «Ты же когда фильм смотришь 2,5 часа, ты ведь следишь за сутью. Вот и следи». И тогда отношение изменилось. Но должно быть добровольное движение твоей души. А если человек сам не хочет, то какое отношение потом у него будет? Нельзя делать подобное в обязательном порядке и просто ради массовости. Вера – это всегда добровольно.

Александра Терещенко, студентка 4 курса Государственного института кино и телевидения:

Александра, вы ведь первый раз на крестном ходе по Невскому?

Да, сегодня впервые. Хотелось узнать, что он из себя представляет. А еще посмотреть, как много студентов нашего института пришло, какие у них эмоции. Ведь, так или иначе, о крестном ходе все слышали, многие даже видели, но редко понимают смысл и то зачем люди принимают в нем участие. Когда я говорила о крестном ходе, у меня спрашивали: «Зачем это? Почему?». Даже я сама мало что о нем знала и прочитала только в группе в ВК. В толпе был один парень, который говорил, что не понимает смысла всего этого, что ребят заставляют насильно сюда идти, что начислят баллы за что-то. Но многие вокруг говорили, что они никогда тут не были и это интересно. Говорили, что важно попробовать сходить первый раз и пусть даже во второй раз ты уже не пойдешь. Я не видела ни одного человека, который ушел бы с половины пути. Все считали нужным дойти до конца, было интересно, куда же в итоге приведет этот путь.

С пропусками лекций проблем не возникло?

Мой координатор сказал, что ректор дает официальное освобождение и поэтому у меня проблем не возникло. Институт гордится своей причастностью ко многим духовно-нравственным проектам. Но я знаю, что у многих ребят, которые сегодня пошли, занятия есть и при этом они не почувствовали, что потратили время зря и что лучше стоило сходить в кафе или на учебу. Когда я собиралась, то, например, думала, что это достаточно большое расстояние и идти около часа. Но в итоге было очень комфортно, усталость не чувствовалась и получилось очень интересное совместное времяпрепровождение.

Были какие-то ожидания?

Я ведь впервые участвовала в крестном ходе. Поэтому вообще не представляла, что это такое. Я думала, что люди просто идут, что-то типа прогулки, или они будут кричать что-то, как на демонстрации. Но во время крестного хода я заметила такую вещь, что люди не особо желают показывать свою точку зрения, они идут, сосредоточившись на себе, в глубине души они молятся, рассуждают о чем-то. А ведь демонстрация – это что-то более агрессивное, громко заявляющее о своей точке зрения. Люди хотят всем вокруг прокричать о чем-то. А в крестном ходе каждый в своем мире, но при этом мы все вместе.

Мы шли и наблюдали красоту нашего города, было время подумать и сосредоточиться на каких-то своих мыслях. Ожиданий как таковых не было, и поэтому остались только хорошие впечатления. Погода чудесная и люди вокруг замечательные. Притом их сложно назвать толпой, скорее это люди, которые совместно занимаются очень хорошим делом, находятся вместе, поддерживают друг друга, идут и молятся.

Анна Алексашенко, студентка 3 курса Высшей школы печати и медиатехнологий:

Аня, ты живешь в Межвузовском студенческом городке? В СМИ была информация, что студентов заставляют приходить на это мероприятие. Что ты об этом знаешь?

Да, я живу в студгородке и, конечно, слышала, что ребят заставляют приходить на крестный ход. У нас эта информация впервые и появилась. Где-то за месяц в ВУЗе стали делать рассылки в беседах курсов, в группах «ВКонтакте», раздавать брошюрки о крестном ходе. О том, что нас заставляют приходить – это не совсем так. Просто, когда старосты делали рассылку, неправильно донесли до нас информацию, и все подумали, что обязаны прийти. Так все и началось. Это просто ошибка организаторов. На самом деле, очень плохо, если людей насильно привлекают к таким мероприятиям, потому что это выбор каждого человека: верить или нет, идти или постоять в сторонке или вообще остаться в этот день спать дома.

Если каждый мог сам выбрать – идти или не идти – почему пришла ты?

У меня все просто. Есть межвузовская ассоциация «Покров». У нее разные подразделения, в том числе клуб творческой молодежи. В этом клубе я – заместитель председателя, поэтому и должна присутствовать на этом мероприятии. Кроме того, мне это интересно, потому что я журналист, люблю фотографировать, а крестный ход очень массовое мероприятие.

А если церковный праздник совпадет с учебным днем, как ты поступишь?

Поеду учиться. Не знаю почему, просто для меня это важнее. И сейчас я немного побуду здесь, а потом поеду в университет на лекции.

Интересно, проявлением какой стороны жизни города ты видишь крестный ход? Социальной, исторической, патриотической, религиозной или каких-то других?

Думаю, что религиозной и духовной сторон, но не патриотической точно, потому что патриотическое равно политическое. Вот демонстрация – это политическая сторона. А между ней и крестным ходом огромная разница. На демонстрации организаторы призывают людей к тем или иным действиям, на плакатах глагольные предписания и призывы, а крестный ход – это воссоединение людей с Богом.

Материал группы "Академия на Неве"

 





Отдел по делам молодёжи© 2009 - 2020 Отдел по делам молодёжи Добро пожаловать | Powered by CMS Status-X 1.05